Статьи

Проектная деятельность учащихся школы. Обзор нового предмета

Индивидуальный проект (ИП) — это обязательный курс, введённый в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования. Он предназначен для всех учащихся 1–11 классов. Проекты могут появиться в любом классе в виде урочной или внеурочной деятельности, но финальное решение, в каких классах вводить проектную деятельность, остается за школой. Работа над ИП длится в течение учебного года и завершается защитой полученных результатов. В этой статье мы углубимся в эту тему.
Если вы здесь впервые, давайте знакомиться! 😊 Мы – команда, которая увлечена архитектурой, дизайном и творческим образованием. В блоге рассказываем о мире творчества простым и понятным языком, делимся идеями для проектов, полезными материалами и вдохновляющими историями. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации, и заглядывайте в наш телеграм – там еще больше полезного и интересного! 🏛✨

Что представляет собой проект

Проект был создан для того, чтобы ученики умели не только ориентироваться в классических науках таких, как математика или география, но и могли продемонстрировать навыки коммуникаций, самостоятельного освоения выбранных областей, проектирования и воплощения своих идей в реальность, используя ранее изученный материал.
Проектная деятельность обучающегося должна быть направлена на достижение практического результата, который:

  • может быть применён в образовательной среде или социуме;
  • отражает практическую деятельность автора и его вклад в создание продукта.

Возможные формы результата (продукта)

1.Письменные работы:
  • эссе;
  • аналитические и обзорные материалы;
  • отчёты о проведённых исследованиях.

2.Художественные творческие работы:
  • прозаические или стихотворные произведения;
  • статьи, газеты, альбомы, буклеты, брошюры, книги;
  • инсценировки, сценарии, компьютерная анимация;
  • оформление помещений, серии иллюстраций.

3.Материальные объекты:
  • макеты;
  • костюмы и иные конструкторские изделия.

4.Социальные проекты:
  • отчётные материалы, включая текстовые, мультимедийные, фото- и видеоотчёты.

5.Программные и мультимедийные продукты:
  • видеоролики, видеофильмы;
  • веб-сайты;
  • приложения.

6.Интерактивные формы:
  • экскурсии, путеводители;
  • игры, праздники;
  • анализ данных, пакеты рекомендаций.
Примечание: Если форма проекта не указана в перечне, решение о её применении принимается методическим советом школы.

Этапы подготовки индивидуального проекта

Индивидуальный проект — это многоступенчатая работа, которая проходит несколько ключевых этапов: подготовительный, основной и презентационный (заключительный).
1. Подготовительный этап (сентябрь-октябрь)

На этом этапе учащиеся:
  • выбирают тему проекта и руководителя;
  • формулируют проблему, цель и задачи исследования;
  • определяют основные методы и пути достижения результата.

Руководитель проекта помогает учащемуся уточнить тему, учитывая его интересы, уровень подготовки и доступные ресурсы. Тема проекта должна быть согласована и утверждена на методическом совете школы.
2. Основной этап (ноябрь-февраль)

На основном этапе учащийся совместно с педагогом:
  • разрабатывает план реализации проекта;
  • проводит сбор, отбор и анализ информации;
  • изучает литературу и другие источники по теме;
  • выбирает способ представления результатов (презентация, макет, видеоролик и т. д.);
  • приступает к выполнению проекта и его оформлению.

Промежуточные результаты:
  • в феврале проводится представление текущего результата с указанием перспектив дальнейшей работы.
  • руководитель проекта проверяет качество рабочих материалов и даёт рекомендации по их доработке.
3. Презентационный (заключительный) этап (март)

Заключительный этап включает:
  • оформление окончательной версии проекта;
  • подготовку к публичной защите.

На защите ученик представляет результаты своей работы, доказывает актуальность выбранной темы, аргументирует выводы и отвечает на вопросы жюри.

Особенности этапов

Каждый из трёх этапов имеет свои задачи и требует чёткого планирования. Этот процесс поможет не только выполнить проект, но и развить навыки исследования, самопрезентации и работы в сроках, что будет полезно в дальнейшем обучении и карьере.

Участие в конференциях и конкурсах

Важным преимуществом создания индивидуального проекта является участие с ним в научных и творческих конкурсах и конференциях. Это отличная возможность получить опыт публичной защиты и набрать дополнительные баллы при поступлении. В настоящее время есть целый список мероприятий, которые котируются в списке вузов в разделе индивидуальных достижений, а это значит, что можно получить от 5 до 10 баллов или другие привилегии. Вот некоторые из них, где школьники могут продемонстрировать свои достижения:
1.Конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж»

  • Конкурс проводится в НИУ ВШЭ и включает секцию «Дизайн и городское планирование».
  • Победители и призёры конкурса получают от 2 до 8 дополнительных баллов за индивидуальные достижения при поступлении на образовательные программы бакалавриата и специалитета в НИУ ВШЭ.
2.Научно-практическая конференция «Инженеры будущего»

  • Конференция организована для школьников, проявляющих интерес к инженерии и проектированию.
  • Информация о победителях и призёрах вносится в государственный информационный ресурс о лицах, проявивших выдающиеся способности.
3.Конференция «Молодые исследователи»

  • Одна из секций конференции посвящена итоговым школьным проектам.
  • Призёры и победители получают дополнительные баллы при поступлении в НИУ ВШЭ.
4.Конкурс “Реактор”

Конкурс поддерживает Министерство просвещения РФ. Призовой фонд - 100 000 руб.
  • по 10 тысяч рублей получат победители в каждой из номинаций
  • по 5 тысяч рублей получат 12 лауреатов
  • Дипломы победителей учитываются в конкурсе цифровых портфолио "Таланты НТО"
  • Победителям оплачивается проезд и проживание в очной проектной школе "Реактор"
Победители и призеры "Реактора" вносятся в государственный информационный реестр о лицах, проявивших выдающиеся способности (ГИР). А это дает возможность получить: дополнительные баллы при поступлении в ВУЗы, приглашение в научно-образовательные программы фонда "Талант и успех", в частности, образовательного центра «Сириус».
5. Конкурс «ЛИЦОМ К СЕВЕРУ» от университета им. А.И. Герцена

По результатам Конкурса:

  • призёрам вручаются дипломы;
  • участникам, не занявшим призовые места – сертификаты;
  • руководителям учебно-исследовательских проектов – благодарности.
Результаты победителей и призёров могут быть приняты к учёту в качестве индивидуальных достижений при поступлении в РГПУ им. А.И. Герцена в соответствии с правилами приема в университет.

Что еще можно почитать про конкурсы и олимпиады?

Преимущества участия в конкурсах и конференциях

1.Дополнительные баллы при поступлении

Выигрыш или призовое место в конкурсах, таких как «Высший пилотаж» или «Молодые исследователи», даёт возможность получить до 8 баллов, что может сыграть решающую роль при поступлении в вузы. В других конференциях и конкурсах также возможны льготы при поступлении и даже денежные призы.

2.Опыт публичных выступлений

Школьники учатся чётко формулировать свои идеи, представлять результаты работы и отвечать на вопросы экспертного жюри.

3.Развитие навыков работы в команде

Конференции часто включают групповые обсуждения, что помогает участникам развивать коммуникативные навыки.

4.Профессиональная ориентация

Участие в тематических секциях позволяет школьникам глубже понять свои интересы и выбрать подходящее направление для дальнейшего образования и карьеры.

Заключение

Индивидуальный проект — это не просто обязательная часть школьной программы, но и возможность для ученика показать свои способности на региональном и федеральном уровне. Участие в конференциях и конкурсах помогает школьникам развивать ключевые навыки, повышает их шансы на успешное поступление и даёт мощный стимул для дальнейшего личностного и профессионального роста.

Не забывайте ставить лайки и подписываться – так вы поддерживаете блог и мотивируете нас создавать еще больше полезного контента! Если у вас есть мысли, вопросы или дополнения, пишите в комментариях – всегда рады обсудить и обменяться идеями. 😊
Подписывайтесь на наше сообщество в Вконтакте! Там много интересного.😊
Профориентация